С недавних пор главной достопримечательностью Ваганьковского стало надгробие матери из белоснежного мрамора. Но кто же эта загадочная женщина?
Экскурсоводы быстро включили его в свою обязательную программу наряду с местами захоронений великих талантов Сергея Есенина, Владимира Высоцкого и Влада Листьева.
В 2017 году на кладбище появилась сама скульптура, скамейка и столик. Никаких опознавательных надписей не было. За судьбой загадочного памятника, казалось, следили все посетители Ваганьковского кладбища.
Скульптура находится почти у главного входа на одной из центральных аллей. На фоне традиционных прямоугольных мрачных памятников, крупная скульптура из белого мрамора цепляет взгляд и вызывает кучу вопросов. Фигура лежащей на кровати женщины, выполнена в полный рост. Кажется, что действительно она только что прилегла, настолько она выполнена реалистично. Никаких украшательств и ложного заигрывания, только спокойствие и огромная сила характера — вот, что чувствуешь когда, видишь эту почти буддийскую фигуру. Благодаря автору, мы можем отчетливо представить какой была Лидия Владимировна, прочувствовать образ, характер, даже не имея возможности быть знакомыми лично с ней.
Черникова Лидия Владимировна
Скульптура долгое время оставалась загадкой, поэтому конечно поползли слухи и легенды. Поговаривают, что сооружение — самое дорогое за всю историю Ваганьковского кладбища. Озвучивают суммы в 17 миллионов рублей, а не которые экскурсоводы говорят и о 20 миллионах.
Далее появился склеп из нержавеющей стали и стекла. И сооружение стало уже во истину величественным.
Его видно из далека и отовсюду, как стеклянный дворец, он переливается на солнце. Внутри всегда можно наблюдать свежие букеты цветов или корзины. По слухам, в дальнейшем планируется закрыть все витражами, чтобы было меньше любопытствующих. Но скорее всего это сделано для защиты хрупкого мрамора от агрессивных природных явлений.
И вот наконец на памятнике появились две надписи. Черникова Лидия Владимировна. 29.03.1945 — 12.02.2015.
Есть версия, что в советское время Лидия Владимировна работала на должности заместителя главного редактора гостелерадио. Говорят, что именно она решала, кого из артистов выпустить в эфир, а кого нет. На сколько это правда сложно судить.
По одной из легенд, именно сама Лидия Владимировна завещала сделать себе такой памятник, по другой — по заказу любящего сына. На сайте автора данная работа называется просто: надгробие матери из мрамора на Ваганьковском кладбище. Материалы: белый мрамор, гранит, нержавейка, стекло, бронзовое литье.
Автор надгробия
Удалось разыскать автора надгробия — скульптор Иван Коржев. Вот ссылка на его сайт momentomori.pro на своем сайте автор очень трогательно и глубоко говорит о смерти, и о том, почему он много занимается траурными сооружениями.
Фотографии из мастерской скульптора взяты с официального сайта Ивана Коржева.
Искусство — это единственное, что мы можем противопоставить фатальной неизбежности финала нашего земного пути. Вот почему я занимаюсь надгробиями. Каждый раз своими необычными проектами я отвоевываю у смерти память еще об одном человеке. Ведь он будет жить до тех пор, пока живы добрые воспоминания о нем, пока пред нами остается его нетленный образ.рассуждает Иван Коржов
И наверное, работа для Лидии Черниковой — лучшая иллюстрация, того что можно выхватить память о человеке из лап смерти и навсегда увековечить родной, только вам знакомый образ. Несмотря на всю его спорность, надо отметить что своё дело он сделал — память о Лидии живет. Работа Ивана Коржова может нравится или нет, но несомненно оказывает магическое действие на каждого прохожего.
Так надгробие Лидии Черниковой стало самым загадочным памятником в современной истории Ваганьковского кладбища, притягивая не меньше посетителей, чем легендарный памятник золотой ручке.